100 дневка в школе

В сфере российского образования уже давно обсуждается вопрос о том, возможно ли перейти в школах на пятидневное обучение. И пока, в силу различных причин, единого варианта ответа не найдено, а большинство учащихся школ продолжают учиться шесть дней. А сколько дней в неделю учатся школьники за рубежом?

В сфере российского образования уже давно обсуждается вопрос о том, возможно ли перейти в школах на пятидневное обучение. И пока, в силу различных причин, единого варианта ответа не найдено, а большинство учащихся школ продолжают учиться шесть дней. А сколько дней в неделю учатся школьники за рубежом?

Например, в США единой системы образования нет, и соответственно каждый штат осуществляет контроль над этой сферой самостоятельно. Учебный год в среднем в школе Америки длится около ста восьмидесяти дней, а школьники учатся пять дней в неделю. При этом продолжительность занятий не может быть более шести часов. Обычно уроки начинаются в 8.30, а заканчиваются в 15.30. Однако в двух десятках штатов школьная неделя состоит из четырёх дней.

В Великобритании учащиеся большинства школ пятидневка, но при этом образовательные учреждения имеют право на своё усмотрение увеличивать недельную учебную нагрузку. Учебный день в школе Соединённого Королевства обычно длится с девяти часов утра до половины четвёртого дня.

Во Франции долго не могли определиться с продолжительностью учебной недели. В результате, в 2008 году было решено отвести на обучение 4 дня, хотя позже этот период увеличился до четырёх с половиной дней.

В начальной школе Германии, а также на младшем среднем уровне, занятия проходят с 7.30 до 11.30 или с 8.30 до 13.30. При этом уроки могут проходить как пять, так и шесть дней, а длятся – по 45 минут. В зависимости от региона варьируется количество рабочих дней: для начальной школы – от 18 до 23, а для первого класса – от 24 до 27.

Однако стоит отметить, что наличие пяти или четырёх дней в неделю в большинстве стран Запада увеличивает получение среднего образования до 11 лет, как в Великобритании, или до 12 лет, как в США.

Учеными доказано, что пятидневная рабочая неделя лучше сказывается на результативности обучения школьников. Пятидневная рабочая неделя для школьников давно действует во всех передовых странах мира. С 1 сентября 2016 года первоклассники РК будут учиться на один день меньше.

Учебный год первоклашек начнется 1 сентября и завершится 1 июня. Переход на новую систему обучения планировался в 2017 году, но удалось воплотить идею в жизнь намного раньше.

Вторые, пятые, седьмые и девятые классы тоже перейдут на пятидневный план обучения, но с 2017 года. Остальные классы на пятидневку перейдут в 2018 году. Такое распределение связано с тем, что учебные программы требуют обновления, разрабатываются на программах Интеллектуальных школ и основываются на развитии функциональной грамотности по лучшим мировым практикам.

Переход школ на пятидневное обучение имеет массу положительных моментов:

  • позволит семьям больше времени проводить вместе;
  • дети будут больше отдыхать за два выходных;
  • появится больше времени на дополнительные увлечения, на саморазвитие и просто отдых.

У преподавателей появится еще один день на отдых, подготовку к новой рабочей неделе и дополнительное время на разработку новых способов подачи материала.

В целом, переход на пятидневную неделю в школах положительно скажется на всех: школьниках, их родителях и преподавателях. Ожидается, что заметно поднимется и качество образования в школах Казахстана, и сейчас показывающее достаточно неплохие результаты.

Госкомтуризма в декабре обнародовал предложения по развитию молодежного туризма, среди которых — перевод всех учебных заведений на пятидневное обучение. Министерство народного образования эту идею не поддержало и озвучило «восемь причин». Попробуем проанализировать ключевые аргументы министерства, связанные с организацией учебного процесса, и понять, как пятидневное обучение могло бы повысить качество школьного образования.

Причина первая. «В настоящее время во многих школах учеба ведется в две и более смен. Введение пятидневной недели значительно увеличит количество таких школ. То есть резко возрастет спрос на дополнительные места и дополнительные здания».

Возможно, здесь МНО имеет в виду, что при введении пятидневки уроки шестого дня необходимо будет раскидать по остальным пяти дням, «уплотняя» расписание.

Но почему бы не рассмотреть вопрос о сокращении количества предметов, изучаемых учеником, и об оптимизации учебной (аудиторной) нагрузки как на ученика, так и на учителя, тем более что о сокращении учебной нагрузки говорилось и в постановлении главы государства?

Пятидневная учебная неделя уже действует в начальной школе. Что касается старших классов, недавно МНО объявило об одном интересном и, на наш взгляд, положительном нововведении — вариативных учебных программах для 10−11-х классов. Предлагается, что старшеклассники будут изучать восемь обязательных предметов и два факультативных, и их недельная нагрузка составит 30−31 час, которые можно уложить в 5 дней в неделю по 6 часов в день (плюс 1 дополнительный час в неделю).

Получается, для начальной и старшей школы пятидневка не должна вызывать проблем. Необходимо рассмотреть учебные планы и программы среднего звена школы (5−9-й классы). Согласно учебному плану на 2019−2020 учебный год, утвержденному приказом МНО, недельная аудиторная нагрузка ученика 5−9-х классов составляет от 30,5 в 5-х классах до 36 часов в 9-х. Ученики изучают в среднем 13−16 предметов в течение года.

Для сравнения: в соседнем Кыргызстане для всех общеобразовательных организаций независимо от форм собственности установлена пятидневная учебная неделя, а недельная аудиторная нагрузка ученика 5−11-х классов составляет 29−30 часов при том же среднем количестве 13−15 предметов за год. В учебном плане учтены некоторые из уроков, извлеченных из участия в международной программе оценивания учебных достижений учащихся PISA, в котором страна заняла последнее место. (В этой программе Узбекистану тоже предстоит участвовать впервые в 2021 году. Более того, поставлена амбициозная задача к 2030 году войти в ряд первых 30 ведущих стран по ее результатам. Поэтому, возможно, и стоит учиться на ошибках других стран, участвовавших в этой программе.)

Первое. Количество предметов сокращено с 14−19 до 13−15 за год за счет интеграции и оптимизации отдельных предметов. Содержание таких предметов, как «экология» и «введение в экономику», которые изучались по одному часу в течение одного года, интегрировано в другие предметы; «этика» оставлена только в начальных классах, в дальнейшей предполагается интеграция этого предмета в предмет «человек и общество»; предметы «труд» и «черчение» интегрированы в предмет «технология».

Второе. Предпринята попытка сократить количество предметов, преподаваемых один час в неделю. По мнению авторов доклада, специалистов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирного банка, «это не более чем потеря времени». (Для сравнения: в учебном плане отечественных школ встречаются предметы, на которые отведено 0,5 часа в неделю, то есть предмет преподается один раз в две недели.)

Анализируя опыт Кыргызстана, авторы доклада говорят, что необходимо «критически проанализировать план на предмет морально устаревших и повторяющихся тем, которые заслуживают безжалостного сокращения, и сосредоточиться на ключевых параметрах, как то: осмысленность чтения или функциональная математическая грамотность». Также немаловажны умения критически мыслить и решать проблемы.

Будем надеяться, что в новых образовательных стандартах, разрабатываемых МНО с привлечением международных экспертов, будет учтена данная проблема, свойственная и нашим учебным программам.

Интересный момент. Авторы доклада отмечают: «Поскольку большинство учащихся заканчивают 4-й класс (начальную школу) с недостаточными навыками чтения, встреча с текстами, резко отличающимися по алфавитной основе и грамматической структуре, может вызывать растерянность и обескураживать». Эта проблема также свойственна и узбекистанским школам.

В то время как, согласно исследованиям ЮНИСЕФ, больше половины наших детей в начальной школе не понимают прочитанное на языке обучения, мы их вынуждаем параллельно учить, начиная со 2-го класса, три языка: узбекский, русский и иностранный с совершенно разными строениями и системами письма. В школах, где преподавание ведется на языках национальных меньшинств (таджикский, кыргызский и другие), количество языков достигает четырех, включая родной язык.

По второму и иностранному языкам к концу 10 (11) лет обучения в школе выпускник должен достичь уровня B1, которого на курсах достигают за 10−12 месяцев. Возможно, стоит вводить дополнительные языки в более осознанном возрасте, после того, как ребенок достиг определенного уровня читательской грамотности на родном языка, и добиться того же уровня B1 за меньший срок?

Мы привели опыт Кыргызстана, так как, на наш взгляд, проблемы, присущие учебным программам этой страны перед ее участием в международной программе PISA, близки к нашим. Вообще, можно отметить, что учебным программам многих стран постсоветского пространства свойственна «раздробленность» учебных дисциплин. К примеру, количество предметов в 5−9-м классе украинских школ может достигать 19, с достаточно большим количеством предметов, преподаваемых 1 час в неделю, с недельной нагрузкой от 26,5 до 33,5 часов. В Казахстане количество предметов может превышать 20, с недельной нагрузкой до 34 часов. В российских школах количество предметов может достигать 16, при этом устанавливаются отдельные нормы допустимой недельной нагрузки для школ с пятидневным и шестидневным обучением.

Взглянем на опыт зарубежных стран. На третьем уровне Британской национальной программы (что примерно соответствует нашему 5−9-му классу), дети изучают 12 обязательных предметов: родной язык и литература, математика, естествознание (в которое интегрированы физика, химия и биология), география, история, информатика, искусство и дизайн, дизайн и технология, музыка, физическая культура, иностранный язык, гражданское воспитание. В Эстонии, опережающей все постсоветские страны по результатам PISA, на втором этапе среднего образования 14 предметов — естественнонаучные предметы (включая географию) также объединены в один предмет; дети изучают два иностранных языка; обществоведение и человековедение выделены в отдельные предметы. Сингапурские школьники среднего звена также изучают 12 предметов, и в системе также видно стремление к интеграции предметов.

Вообще, в образовательных системах зарубежных стран налицо тенденция к избеганию фрагментарности учебных программ через интеграцию смежных дисциплин и достижение как вертикальной (внутрипредметной), так и горизонтальной (межпредметной) связей. Используя такой подход, у нас также можно добиться уменьшения количества предметов и часов в средней школе без потери качества обучения, а также решить проблему с «излишним упором на знания и предметы», как это указано в Анализе сектора образования Узбекистана.

При этом необходимо соразмерно уменьшать аудиторную нагрузку на учителя, чтобы сокращение учебной нагрузки ученика не обернулось массовым сокращением или финансовой потерей для учителей. Тем более что меньшая аудиторная нагрузка позволит учителям более качественно подготовиться к занятиям.

По данным МНО, две трети учителей в школах — женщины. Учитывая наши реалии, один день отдыха для них — это попытка наверстать домашние дела, накопившиеся в течение недели. И на следующий день — опять работа. Вряд ли такой режим «белки в колесе» способствует качеству образования. А два дня выходных позволили бы сотрудникам сферы образования полноценно отдохнуть и набраться сил перед новой рабочей неделей.

Вторая причина, приведенная МНО против пятидневки, звучит так: «Большинство родителей работают шесть дней в неделю. Возникает вопрос, кто обеспечит безопасность детей в таких семьях в субботу? Не приведет ли это к росту преступности среди молодежи?»

Если эти родители работают в сфере образования, то с переходом на пятидневное обучение они смогут проводить субботы со своими детьми. Или оставлять младших детей на попечение старшим братьям и сестрам, если и старшие будут учиться пять дней в неделю. И потом, начальная школа ведь учится пять дней в неделю, и вопрос о том, кто обеспечит безопасность младшеклассников, за которыми нужен еще больший присмотр, не поднимался. До сих пор также не поднимался, например, вопрос о том, кто обеспечит безопасность детей во время школьных каникул, когда дети — дома, а родители — на работе.

Вообще, есть смысл подумать над тем, чтобы все организации перевести на пятидневный режим работы (за исключением случаев, где это категорически невозможно, например, экстренные службы). Тогда не возникнут ситуации, когда, например, во время новогодних праздников одни члены семьи в определенные дни отдыхают, а другие должны выходить на работу, и это не позволяет семьям планировать семейные мероприятия или поездки.

Что касается влияния нахождения детей в школах по субботам на снижение уровня преступности, то хотелось бы статистического подкрепления этой связи. Бывают случаи, когда дети совершают преступления и находясь в стенах школы. Уровень преступности можно снизить, повышая качество образования и воспитания, и укрепляя связь между родителями и детьми в семьях.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Комил Джалилов является сотрудником научно-методического издательского центра «Oʻqituvchi» при Агентстве информации и массовых коммуникаций. Работал преподавателем Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени А. Навои. Проходил повышение квалификации в Колумбийском университете (Нью-Йорк, США) по направлению «Педагогическая психология и методика преподавания языков» и Международном Вестминстерском университете в Ташкенте по направлению «Теория и практика преподавания и обучения». Работал в Академическом лицее при УМЭД, Академическом лицее при МВУТ, Ташкентском филиале МГУ имени М. Ломоносова. Магистр Института образования Университетского колледжа Лондона по специальности «Разработка учебных программ, педагогика и педагогическое оценивание» по программе Chevening.

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Кто-то легко привыкает к новой жизни, а у кого-то адаптация проходит тяжело. Родители тоже иногда подливают масла в огонь, неосознанно совершая ошибки. Чего не стоит делать во время адаптации детей к школе, рассказывает для сайта «Ребенок.by» психолог Галина Швец.

С началом школы у детей меняется режим дня, повышаются требования к ним, для многих это большой стресс. Поэтому в период адаптации ребенок может стать капризным, невнимательным, беспокойным и тревожным. Могут нарушиться сон и аппетит, обостриться хронические заболевания. Родителям первые недели сентября тоже даются нелегко: они ждут праздника, а получают не очень послушного ребенка.

Многие почему-то ошибочно полагают, что адаптация ребенка к школе — это задача учителей. Но это неправильно, убеждена психолог. Именно родители могут помочь ребенку быстрее привыкнуть к новым условиям или, наоборот, затормозить процесс адаптации. Вот какие типичные ошибки выделила специалист:

Не приучаем к режиму заранее

Еще до школы стоит постепенно переходить на «школьный режим». Нужно ложиться спать в определенное время, утром вставать рано, плотно завтракать, планировать вместе с ребенком его день. Это поможет будущему первокласснику быстрее адаптироваться к активному школьному ритму.

Не рассказываем ничего про школу

Для ребенка не должно стать сюрпризом, как проходят занятия в школе, как там нужно себя вести. Поэтому обязательно нужно рассказывать ему про уроки, про учителей, про требования на занятиях. Можно также показывать тематические фильмы и мультфильмы, читать сказки и рассказы о школе. Тогда адаптация пройдет проще.

Рассказать ребенку про школьную жизнь можно и с помощью игры.

— Возьмите любимые игрушки, приведите их в школу, рассадите за парты. Пусть придет учительница, дети ее внимательно будут слушать, потом будут отдыхать и веселиться на переменах, а затем пойдут домой с мамой. Так, через игру у ребенка сформируется ясная картина перед глазами, что нужно делать в школе и как себя вести. Благодаря этому он будет чувствовать себя более уверенным и спокойным.

Проецируем свои опасения на ребенка или, наоборот, игнорируем его страхи

Иногда родители начинают проецировать на ребенка свои собственные страхи, касающиеся школы. Они постоянно спрашивают, все ли хорошо, не обижали ли ребенка в школе. В итоге, даже если у него не было проблем, он может начать бояться школы, стать тревожным и беспокойным. Но ваш школьник — отдельная личность, у него совсем необязательно будут те же проблемы, что были у вас.

Бывает, наоборот: родители не обращают внимания на чувства ребенка и его переживания и говорят, что «в школу ходят все, нечего бояться, ты уже большой». Это обесценивает чувства ребенка. Проблема от этого никуда не уйдет, а ребенок может просто закрыться от родителей.

— Нужно докопаться до причины того, почему ему сложно адаптироваться. Это может быть конфликт со сверстниками или учителем, переживания, что у него ничего не получится. Поможет спокойный разговор без обвинений и претензий. Если таким образом изменить ситуацию не удалось, можно воспользоваться терапевтическими сказками о школе. В них раскрываются многие важные моменты: почему нужно учиться, как правильно общаться с учителями и сверстниками. С помощью таких книг можно проработать любую проблему, которая возникла во время адаптации, например, страх подойти к учителю или выйти к доске.

Ребенок может открыто не рассказывать о своих проблемах, но будет неосознанно инсценировать такие ситуации во время игр. Например, если у ребенка произошел конфликт со сверстником, можно взять его любимые игрушки и попробовать проиграть эту ситуацию. Вы узнаете, что произошло, и сможете ненавязчиво показать, как себя вести во время конфликта.

Запрещаем брать в школу любимые игрушки

Многие родители запрещают детям брать в школу игрушки. Считается, что в школе детям нужно учиться, а не игры устраивать. «Ты уже большой», — говорят родители. При этом забывают, что любимая игрушка напоминает про дом, про привычную обстановку и обладает терапевтическим эффектом — снимает напряжение, помогает справиться с трудностями адаптации.

Покупаем вещи для школы без участия ребенка

Порой родители сами покупают все школьные принадлежности для ребенка, чтобы не ходить с ним по магазинам. А зря. Ребенка должны окружать в школе те вещи, которые ему нравятся, а не то, что по своему усмотрению купили ему родители.

Лучше, чтобы ребенок вместе с родителями покупал необходимое к школе. Пусть он сам выберет портфель, который ему по душе, или даже просто ручку, которая ему очень нравится. Тогда он с удовольствием будет ей писать. Такие вещи будут наполнять ребенка положительными эмоциями, что поможет быстрее адаптироваться к новым условиям.

Создаем страх перед учителем

Пытаясь рассказать ребенку о школе, родители порой создают пугающий образ учителя, которого нужно слушаться во всем. И ребенок уже заранее начинает бояться учителей и школы в целом.

— Как до школы, так и уже в процессе адаптации говорить об учителях нужно только с положительной стороны. Стоит объяснить ребенку, что он всегда может обратиться к педагогу за помощью. А если что-то непонятно, он может вежливо задать свой вопрос во время урока или перемены. Это поможет ребенку быстрее наладить связь с учителем.

Ругаем за неуспеваемость

Главная задача родителей — сформировать у ребенка положительное отношение к учебе, подчеркивает психолог. В первом классе еще не ставят отметки, но любое замечание учителя родители иногда воспринимают слишком серьезно.

— Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за то, что у него что-то не получается. Плохо, когда школа становится между вами и ребенком. Сорры из-за учебы могут плохо повлиять на его самооценку, а еще школьнику банально перестанет хотеться ходить в школу.

Не замечаем успехов ребенка, считая их несерьезными

Порой родители сравнивают успехи своего ребенка с достижениями других детей. И если сравнение не в пользу ребенка, игнорируют то, что уже хорошо получается.

— Отмечать успехи ребенка очень важно, даже если они кажутся вам не такими уж значительными. Первоклассник аккуратно написал слова, посчитал правильно задачу, выучил стихотворение? Порадуйтесь за него и не сравнивайте с другими детьми.

Не учим общаться со сверстниками

Обязательно нужно проговаривать, как выходить из конфликтных ситуаций со сверстниками: что делать, если ударили или сам ребенок кого-то обидел, можно ли брать чужие вещи. Ведь ребенок просто может не знать, как правильно вести себя в той или иной ситуации. А вспомнив домашний разговор, он примет верное решение.

Превращаем сборы в школу в спринт

Утренние сборы в школу порой часто похожи на скоростной забег: родители подгоняют ребенка и кричат на него из-за того, что он собирается слишком медленно. В итоге школьник приходит на занятия уже в плохом настроении. Вот почему очень важно организовать все так, чтобы времени утром хватало и чтобы ребенок в спокойной атмосфере собирался в школу.

— Нужно научить школьника заранее собирать сумку и готовить одежду на завтра, делать зарядку и завтракать, не отвлекаясь на мультики и игрушки. Выходите из дома заранее, чтобы не бежать спринт, а превратить дорогу в школу в приятную прогулку. По пути можно многое обсудить и поделиться планами на день.

Оправдались опасения родителей казанских школьников, что вместо долгожданной пятидневки в школах введут дистанционную учебу по субботам. Значит, дети и сами отдыхать не будут, и взрослым не дадут. В городском управлении образования «Вечерней Казани» подтвердили, что во исполнение поручения мэра по субботам в школах планируется организовать учебный процесс с использованием онлайн-технологий. А лицей имени Лобачевского КФУ пошел дальше: здесь дети будут учиться три дня в неделю дистанционно и три — очно, причем по очереди. Говорят, иначе не соблюсти требования Роспотребнадзора по разобщению. Весьма вероятно, что к такому же выводу придут в других школах.
Поскольку городской августовский педсовет с участием мэра, назначенный на 24 августа, в этом году не состоялся, никаких программных заявлений от городских властей в адрес педагогов в канун 1 сентября не прозвучало. А по поводу заявления Ильсура Метшина, сделанного в конце прошлого года (он поручил директорам школ рассмотреть возможность перехода на пятидневную учебную неделю с использованием опыта дистанта), мы получили из управления образования следующее разъяснение:
«Родительское сообщество неоднократно поднимало вопрос о переходе на пятидневный учебный план либо просило «разгрузить» субботу. На сегодня школы Казани планируют учесть наработанный опыт дистанционного обучения во время самоизоляции и организовать по субботам учебный процесс с использованием онлайн-технологий. Никаких изменений в объеме изучаемых предметов не произойдет, поскольку учебные планы, как и прежде, сформированы для шестидневной недели. Но использование онлайн-технологий по субботам высвободит дополнительное время для школьников».
Родители, однако, сомневаются, что у детей прибавится свободного времени благодаря дистанционным субботам, скорее уж — у взрослых оно убавится. Весеннюю дистанционку многие мамы и папы вспоминают как кошмарный сон.
— Мы планируем организовать дистанционную учебу по субботам, но окончательно примем решение 28-го на педсовете, — сказала вчера корреспонденту «ВК» директор школы № 41 Ирина Перванаева. — В остальные дни будет обычное очное обучение с выполнением всех санитарных норм — разным временем прихода в школу, разводом детей по разным классам и так далее. У нас школа небольшая, и количество учеников позволяет развести потоки.
А вот в лицее им. Лобачевского КФУ, где учатся дети с 6-го по 11-й класс, разводить потоки будут более кардинальным способом. Здесь для детей составили график учебы по очереди: три дня в школе, три — дома, попеременно для среднего и старшего звена.
«Я ребенка в лицей ради хорошего очного образования отдавала. Это что, общая практика теперь такая?!!»;
«Дистант — это полный провал обучения, однако его нам потихоньку проталкивают. Сижу и не знаю, куда бежать теперь… У нас есть вообще очное образование, хотя бы за деньги?» — раздались в соцсетях возмущенные возгласы родителей лицеистов по поводу нового расписания.
В администрации лицея «Вечернюю Казань» заверили, что волноваться не о чем: все профильные предметы — математику, физику, химию, биологию, информатику, а также основные темы по русскому языку и литературе школьники будут изучать очно.
— Дистанционно будут преподаваться предметы гуманитарного цикла — история, обществознание, ОБЖ, то есть те, которые ребенок вполне может изучать самостоятельно, — пояснила директор лицея им. Лобачевского Елена Скобельцына. — Мы пошли на такой график из-за предписаний Роспотребнадзора, где есть пункт о том, что мы должны максимально разобщить обучающихся. Мы просчитывали вариант с началом уроков через интервалы в 15 минут, получилось, что дети и учителя будут находиться в лицее минимум до 17.00. Но самое главное, в этом случае мы бы целый день занимались организацией прихода и ухода детей, учить было бы некогда и некому. Помещение у нас не такое большое, и даже с учетом того, что мы пользуемся аудиторным фондом КФУ, держать детей на социальной дистанции затруднительно. Мы обсудили все с руководством Казанского федерального университета и пришли к выводу, что учеба «три на три» — оптимальный вариант для нас.
В итоге 6 — 9-е классы в лицее будут обучаться в очной форме с понедельника по среду, а 10 — 11-е — с четверга по субботу.
— Дистанционное обучение будет проходить на платформе Microsoft Teams, которая себя очень хорошо зарекомендовала, — уточнила директор. — От родителей мы пока отрицательных отзывов не слышали, представители родительского комитета в среду присутствовали на педсовете и отнеслись с пониманием, они же знают, что это не наша прихоть, а предписание Роспотребнадзора, которое по-другому не исполнить.
Весьма вероятно, что примеру престижного лицея последуют и другие школы Казани. По крайней мере когда педагоги ознакомились в начале августа с требованиями Роспотребнадзора по организации учебного процесса, у них волосы встали дыбом. А когда дойдет до дела?..
В свою очередь министр образования и науки РТ Рафис Бурганов сообщил во время вчерашнего онлайн-эфира, что правительство республики решило помочь школам выполнить жесткие санитарные требования.
— Наш президент принял решение закупить рециркуляторы воздуха для всех школ за счет бюджета. На основании требований Роспотребнадзора мы создали методичку и разослали ее во все районы, педагоги прошли соответствующую подготовку и инструктаж. С 1 сентября начинаем учебу очно, — подчеркнул Бурганов. — Линейки будут, как правило, на свежем воздухе. Уроки разводим, чтобы на переменах потоки не смешивать. Все это со школами мы неоднократно обсуждали, кроме того, смогли потренироваться на ЕГЭ, где разводили большие потоки, и все прошло очень ровно. Мы просим не ослаблять входной фильтр, педагоги у нас уже опытные — если ребенок болен, его вернут родителям. Если случай заболевания произошел в школе, то в каждом учебном заведении есть комната-изолятор, где ребенок будет ждать родителей. Я думаю, что мы быстро отрегулируем эти вопросы и нормально будем учиться, родители иногда чересчур переживают, хотя их тоже можно понять.

admin