10 11 лет какой класс

Школьное образование в Америке нацелено на воспитание в детях самодисциплины, ответственности, независимости мышления и лидерских качеств. Преподаватели помогают ребятам развивать аналитические способности, учат самостоятельно принимать решения, отстаивать свою точку зрения и применять полученные знания в реальной жизни. Дух свободы — одно из главных отличий американских учебных заведений.

В американской школе дети учатся 12 лет — с 5–6 до 17–18. Возраст зачисления иностранных учеников каждая школа определяет самостоятельно. В некоторых случаях детей принимают с 7 лет, но немногие родители готовы отправить ребенка за рубеж в этом возрасте. Поэтому, как правило, приезжают ребята среднего (13–14 лет) или старшего (16 лет) школьного возраста.

Структура среднего образования в США

Учебный год:

  • с 1-го вторника сентября до 24 июня

Нагрузка:

  • 5 дней в неделю, 6–8 часов с перерывом на обед

Каникулы:

  • 4 дня в ноябре на День благодарения

  • с 24 декабря по 3 января на Рождество

  • 3-я неделя февраля

  • 1-я неделя апреля

  • 2 месяца летом

Американская система школьного образования подразумевает три основных ступени. Каждая ступень — это полностью самостоятельное учреждение, которое расположено в отдельном здании. В начальных классах дети изучают обязательные дисциплины, в средних к ним прибавляется несколько предметов по выбору. В старшей школе ребята могут выбрать дисциплины, которые понадобятся при поступлении в университет. Классных руководителей, как и классов, в американских школах нет, но у каждого ученика есть куратор, который дает рекомендации по выбору предметов, расписанию, профориентации и поступлению в вузы.

Начальная школа (Elementary School)

  • 5–11 лет (0–5 класс)

В структуре начальной школы в зависимости от штата может быть 5 или 6 классов, начиная с подготовительного. В нулевой (подготовительный) класс принимают детей с 5 лет. Школьники из других стран могут поступать в начальную школу, если ребенок живет в США с родителями или опекунами.

Первые два года в американской начальной школе нет строгой дисциплины и серьезного академизма: дети могут ходить по классу, сидеть на полу, читать яркие книжки и разговаривать, сидя в кружочке на полу. Задания предлагаются в свободной форме. Например, после прогулки малышам предлагают нарисовать, что они увидели зеленого; дети постарше могут написать мини-сочинение о жуке, который полз по дереву во дворе школы. К пятому классу дети перемещаются за одноместные парты, и уроки становятся более структурированными.

В начальной школе основные учебные предметы — письмо, чтение, основы математики и окружающий мир — ведет один преподаватель, а на творческие, музыкальные и спортивные уроки ребят забирают другие учителя.

Средняя школа (Middle School)

  • 11–14 лет (6–8 классы)

В средней школе по каждому предмету есть свой преподаватель, а у учеников появляется определенная свобода выбора предметов.

Обязательными дисциплинами остаются математика, английский язык, естественные науки (физика, химия, биология, геология, астрономия — science), история, физкультура и творчество. 1–2 предмета ученики выбирают на свое усмотрение. Чаще всего это компьютерные технологии, кулинария, иностранный язык или искусство.

Также в среднем звене появляется возможность выбрать более сложную программу по предмету. Для этого нужно получить по нему в предыдущем году отличную оценку. С 7-го класса можно брать повышенный уровень сложности математики и английского языка. В 8-м классе — также естественные и социальные науки. На занятиях повышенной сложности более интенсивная программа со сложными заданиями и большим объемом информации для самостоятельной проработки.

Кроме того, в средней школе вводится система зачетных кредитов. За изучение 1 предмета в течение 1 года дается 5 кредитов, за дисциплины, которые длятся 1 семестр, — 2,5 кредита. Эти показатели потом учитываются при поступлении в вуз.

Старшая школа (High School)

  • 14–18 лет (9–12 классы)

В старшей школе ученикам дается большая свобода выбора предметов и уровня их изучения.

Обязательные блоки:

  • 2 года математики;

  • 4 года английского языка;

  • 2 года естественных наук (с лабораторными работами);

  • 3 года общественных наук;

  • 1 год физкультуры;

  • 1 год художественного курса.

Каждая дисциплина включает в себя ряд под-дисциплин, которые ученик может взять по отдельности или комплексно: например, в математику входят курсы геометрии, алгебры, тригонометрии, начал анализа, статистики и других разделов; группа социальных наук включает историю США, мировую историю, политологию, психологию, социологию и т. д.

Также ребята выбирают факультативные занятия:

  • музыку;

  • иностранные языки;

  • основы здорового образа жизни;

  • основы ведения бизнеса;

  • ораторское мастерство и другие.

В старшей школе ученики сдают тесты для поступления в университеты или колледжи (SAT или ACT — тесты, проверяющие общие знания в области математики, языка, логики и критического мышления).

Advanced Placement (AP)

Начиная с 9 класса часть предметов можно изучать глубже — на уровне AP. Чаще всего ребята выбирают дисциплины, на которых им предстоит специализироваться в университете.

На уровне АР в США преподается 38 предметов. Среди них:

  • история искусств;

  • макроэкономика;

  • микроэкономика;

  • психология;

  • теория музыки;

  • латинский язык;

  • программирование;

  • восточные и европейские культуры.

Результаты подготовки по АР дают преимущества при поступлении в 90% вузов США, Канады и еще более 50 государств. Однако для этого оценка за экзамены по выбранным предметам АР должна быть выше 3,5 из 5.

В 2014 году появилась новая программа с упором на научно-исследовательскую деятельность — AP Capstone. Она состоит из двух курсов: семинары (AP Seminar) и исследования (AP Research).

Самые престижные университеты не рассматривают аттестаты со средним баллом ниже 4.25, а этот балл невозможно получить без курсов повышенной сложности AP.

Типы американских школ

Большинство детей в Америке получают среднее образование в бесплатных государственных школах (public school), существуют также платные частные школы (private school), около 3% учеников остаются на домашнем обучении (homeschooling). В государственных средних школах могут учиться только дети с гражданством США или видом на жительство в этой стране. Только частные школы имеют специальную аккредитацию и могут принимать иностранных студентов.

Частные школы подразделяются на:

  • школы-пансионы (boarding schools);

  • дневные;

  • церковно-приходские.

Также частные школы могут быть совместного обучения или раздельного — для девочек и для мальчиков.

С точки зрения социализации предпочтение отдается совместным школам (их выбирают 76% родителей). Здесь дети учатся доверять представителям противоположного пола и работать с ними в команде, что важно для будущей учебы в университете и работы.

Однако учащиеся школ раздельного обучения показывают более высокие академические результаты. По статистике, они меньше отвлекаются и больше времени проводят за самостоятельной работой, что и сказывается на результатах учебы (81% детей получают баллы выше среднего — против 75% в школах совместного обучения). В школах-пансионах для девочек основной уклон делается на гуманитарные науки и искусство, в школах для мальчиков — на дисциплину, точные науки и спорт.

Особенности частных школ США

Частные школы составляют около 25% всех средних учебных заведений США. Большинство из них небольшие, до 400 учеников. Почти все — пансионы, предоставляющие воспитанникам не только обучение, но и проживание на протяжении всего учебного года.

Преимуществ у американских школ-пансионов очень много:

  • расположение в живописной местности;

  • высокий уровень безопасности учеников;

  • комфортные условия проживания;

  • качественное питание;

  • развитая инфраструктура (лаборатории, спорткомплексы, театры);

  • современные технологии и инновационное оборудование.

Но основным преимуществом является высокий уровень образования. По статистике средний балл SAT у выпускников частных школ выше, чем у выпускников государственных школ (1645 против 1453 баллов в 2016 году). Помимо изучения основных предметов, важное место отводится спорту и творчеству, культурному воспитанию и становлению ребенка как личности.

Многие частные школы делают упор на одном направлении: например, в Fairmont Private Schools особое внимание уделяют изучению технических и естественных наук; в Idyllwild Arts Academy поступают дети, мечтающие о будущем в области искусства и медиа.

Как проходят уроки в американской средней школе

Типичный урок в США — оживленная лекция, когда учитель задает вопрос и вовлекает учеников в дискуссию. Детей учат самостоятельно искать решения через обсуждения и споры, критически оценивать исторические события.

Совместная работа расценивается как один из самых важных навыков для будущей карьеры, поэтому часто над проектами и в классе ребята работают в группах. На уроках информатики, например, командная работа — главное условие: в течение года группа учеников из 3–6 человек может трудиться над созданием несложного приложения для смартфонов. Учитель всегда поможет, если что-то не получается, или посоветует обратиться к ребятам из другой группы с похожим проектом для совместного поиска решения.

Большое внимание в школе уделяется физическому воспитанию и оздоровлению детей. В каждой школе есть инфраструктура, которая позволяет заниматься огромным количеством видов спорта: от тенниса до верховой езды. Ученики выбирают любимый спорт и занимаются им 4 дня в неделю. В каждом семестре можно выбирать новый спорт. Ребята выступают в составе школьной сборной на региональных и национальных чемпионатах.

Как оценивается успеваемость

Устный опрос в американской школе — большая редкость. Все домашние задания выполняются в письменном виде и сдаются на уроке или через личный кабинет в электронном виде. Иногда ученики выполняют большие проекты: например, придумывают и ставят спектакли на иностранном языке, готовят аргументы для дебатов на острые темы (экология, внешняя политика, медицина, социология). Часто в качестве финального задания по какой-то теме дети делают презентацию (например, о таблице Менделеева).

В начальной школе экзаменов нет. Они появляются к концу средней школы, а в старшей проходят каждые полгода.

Чаще всего экзамен длится 90 минут. Большинство заданий представляют собой задачи на множественный выбор. Для подготовки к экзаменам специальных дней не отводится, а сами экзамены идут несколько дней подряд.

В большинстве школ отметки выставляются в электронном журнале, доступ к которому есть только у ученика и его родителей.

Стоимость обучения

Стоимость среднего образования в США зависит от рейтинга школы, штата, престижности, истории. В среднем год обучения стоит от $ 40 000 до $ 70 000. В эту сумму входит не только обучение, проживание и питание, но и внеклассные мероприятия и кружки, учебные материалы, курсы английского для иностранцев и подготовка к выпускным экзаменам.

Помощь экспертов

Чтобы разобраться во всех нюансах школьного образования в Америке, обращайтесь к специалистам. Эксперты IQ Consultancy с 17-летним опытом работы в сфере зарубежного образования расскажут, как выбрать частную школу и что нужно для поступления. Специалисты помогут оформить документы, будут сопровождать вашего ребенка на всех этапах и решать возникающие в процессе вопросы.

«Снова реформы?» – именно эта мысль возникла у десятков тысяч родителей, детей и педагогов после появления информации о возможном изменении системы среднего образования в Беларуси. В ближайшие четыре года в республике могут снова поменять правила приема в старшие классы, а также изменить экзамены и ввести новые формы контроля.

© Sputnik / Александр Шурмелев

Пока решения о реформировании системы не приняты, однако тема для белорусов животрепещущая: слишком много изменений пережили школы в последние десятилетия. Какие – читайте в обзоре Sputnik.

Годиком больше, годиком меньше

В середине 1990-х министром образования Беларуси стал Василий Стражев. Провел на посту он целых семь лет – с 1994 по 2001-й, после чего ушел сначала в РИВШ, а затем некоторое время работал ректором Белгосуниверситета. Однако запомнился Стражев не этим.

Еще в 1994-м была опубликована концепция перехода к 12-летнему образованию вместо 11 классов. В 1998-м была начата ее реализация – как заявлял сам Стражев, 75% учителей и директоров школ поддержали добавление года к учебе в школе.

Впрочем, ни один из выпусков дойти до конца 12-го класса не успел – реформу «свернули». Первым звоночком была критическая статья первого замглавы Администрации президента Анатолия Рубинова в марте 2008-го. Затем вопрос был рассмотрен на уровне президента.

© CC0 /

«Предстоит рассмотреть проблему комплексно, учитывая все аспекты ее влияния на общество. В частности, надо ответить на вопросы: стали ли дети умнее и здоровее от того, что пошли в школу в шестилетнем возрасте и проведут там целых 12 лет; так ли нужно обществу 12-летнее среднее образование с профильным обучением; во что лишний год обучения в школе будет ежегодно обходиться государству; какие социальные, моральные и правовые последствия мы получим, задерживая за партой вполне созревших молодых людей?» – задавался вопросом Лукашенко на совещании в 2008-м.

Спустя несколько месяцев 12-летнее обучение в школах отменили, из-за чего некоторым параллелям пришлось учиться по «сдвоенным» программам, а в 2009-м состоялся двойной выпуск – одиннадцатых и одиннадцатых-штрих классов.

© Sputnik / Виктор Толочко

От пятидневки – к шестому школьному дню

В 2002-м чиновники решили отказаться от шестидневки – предполагалось, что как раз 12-летнее обучение позволит «разгрузить» ребят. Однако полностью освободить детей в субботы не удалось – порой на них назначали и занятия, и факультативы, и другие мероприятия.

Вновь заговорили о пятидневке в 2008-м – тогда было решено сохранить именно такой уровень нагрузки. При этом чиновники рекомендовали на субботу переносить разного рода мероприятия и все те же факультативы.

© Sputnik / Виктор Толочко

Шестой школьный день как термин был закреплен в декрете президента еще в 2008 году, однако активно его наполнять начали в последние годы – уже во время работы министром образования Игоря Карпенко.

После подписания министром в 2017-м соответствующего приказа в шестой школьный день учителя-предметники должны быть на работе и консультировать детей и родителей, а также проводить факультативы. В субботы теперь большое внимание уделяют и трудовому воспитанию, а также иным нюансам. Таким образом, хотя основная учеба и «укладывается» в пять дней, субботы теперь – полноценная часть образовательного процесса.

Оценки другие, вместо экзаменов тесты

В том же 2002-м Беларусь перешла на новую систему оценки: вместо пятибалльной появилась десятибалльная. Однако она вызывает много вопросов и спустя 15 лет.

В 2017-м в Беларусь всерьез заговорили о возможности возвращения к «пятибаллке». Идею поддерживал в том числе Василий Жарко, занимавший в те годы пост вице-премьера.

© Photo : Пресс-служба президента РБ

Однако после нескольких месяцев обсуждения существующую систему оценки решили не менять. Интересно, что, как рассказывал Лукашенко, «десятибаллку» поддержал и его младший сын Николай.

На школьных оценках изменение аттестации не ограничилось. Так, в 2003-м было введено централизованное тестирование – оно заменило «очные» испытания в вузах. Интересно, что сегодня обсуждается вопрос изменения его формы – объединения выпускного школьного экзамена и вступительного. Сохранится ли ЦТ – большой вопрос.

Гимназии – совсем не гимназии

Раньше белорусские гимназии были «профильными». Так, были политехнические, лингвистические и другие гимназии: в них ряд предметов изучался в большем количестве и на другом уровне, нежели в средних школах.

© Sputnik / Константин Чалабов

Однако в 2015-м «профили» в гимназиях отменили. Оставили лишь профильные классы – так же, как и в других школах. Сегодня учебные программы «обычных» школ и гимназий и вовсе почти не отличаются.

Однако заметное изменение в жизни гимназий произошло позже – в 2018-м были отменены вступительные экзамены в гимназии. Министр Карпенко аргументировал необходимость подобного шага тем, что «не должна формироваться элитарность», а система отбора не должна быть «соревнованием кошельков».

Приключения программ и времени уроков

Не прекращаются в Беларуси и изменения учебных программ и учебников – их переписывали уже не раз. По полностью обновленным программам в школах будут учиться уже в 2021/2022 году, однако и сегодня ребята изучают не совсем то, что десять лет назад.

Некоторые темы из школьной программы убирают, по ряду предметов заметно меняют количество часов, а отдельные дисциплины и вовсе периодически «кочуют» – так, «Черчение» теперь перенесено из девятого в десятый. Изменений много – и на всех их потребовался бы отдельный материал, как и об измененных учебниках.

© Sputnik / Сергей Пятаков

Среди других изменений – время начала уроков. После критики президента школам рекомендовали начинать уроки в девять, однако в итоге это жестким требованием не стало. Впрочем, определенное количество школ действительно перенесло время занятий.

Разумеется, состоявшихся и будущих изменений куда больше: запреты мобильников, возможный отказ от нормирования количества детей в классах и многое другое. Реализуются ли задумки чиновников по очередной реформе – пока сказать сложно. Ведь нельзя говорить даже о том, что изменится в школах в следующем учебном году.

Получение основного образования является обязательным до 18 лет. Это значит, что уйти из школы по собственному желанию можно по достижении этого возраста. До наступления 18 лет можно перевестись в другую школу или выбрать иную форму получения образования, например, перевестись в вечернюю школу. Однако до 18 лет такие решения могут приниматься только при наличии согласия родителей и по их заявлению.

Учащийся старших классов может рассмотреть вопрос о переходе на такие формы обучения как самообразование или обучение по индивидуальному плану. Об условиях перехода на эти формы обучения можно узнать в администрации школы.

Решение о прекращении учебы в школе принимается в исключительных случаях по согласию родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.
(п.6 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Могут ли родителей привлечь к ответственности, если ребенок уходит из 9 класса и не продолжает обучение?

Получение общего образования является обязательным. В случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей по дальнейшему получению ребенком общего образования, к ним могут быть применены меры административного воздействия (штраф).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
(ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

admin